- АПОКАЛИПСИС
АПОКА́ЛИПСИС (греч. apokálypsis откровение), Откровение Иоанна Богослова (в христианском предании апостола и евангелиста), заключительная книга Нового завета (см. Библия); предположительно 9596 годы; на греческом языке; по форме послание. А. содержит ряд пророческих видений, возвещающих о конце света: временном торжестве антихриста, втором пришествии Христа, его последней битве и победе над дьяволом, воскресении мертвых, Страшном суде и Небесном Иерусалиме (ср. т. н. «малый А.», например Мк 13; характерная для последнего атмосфера катастрофической напряженности в А. разрешается в заданном первыми главами литургическом ритме). Загадочное упоминание о тысячелетнем царстве Христа с праведниками не имеет аналогий в Новом завете.
Язык А. изобилует отступлениями от греческой литературной нормы; заметна стилистическая, образная и смысловая связь с позднеиудейской апокалиптической традицией кн. Иезекииля, Даниила (прямая цитация), кумранскими текстами; ср. также послебиблейские апокрифические апокалипсисы (кн. Еноха, 4 кн. Ездры, апокалипсисы Баруха, Илии и др.). Завершая и преодолевая эту традицию, А. открывает эпоху христианской апокрифической апокалиптики (апокалипсисы Петра, II в., и позднейшие Павла, Варфоломея и др.); средние века обнаруживают тенденцию к постепенному вытеснению жанра апокалипсиса жанром видений и усугублению интереса к индивидуальной эсхатологии, к пластически-топографическим картинам «того света», давшую в итоге «Божественную комедию» Данте. Параллельно складывается линия ортодоксальной экзегезы (например, Ипполит, IIIII вв., «Слово о Страшном суде» Ефрема Сирина, IV в., древнебаварский эпос «Муспилли», IX в.; конец XIX в. «Три разговора» В. С. Соловьева). Энигматичность и иносказательность (обилие символов, например: «Агнец», «всадники», «книга» и «печати», «звери» и т. п.; эмблематика чисел, цветов, имен) делают А. постоянным объектом для толкований (например, Исаак Ньютон) и открывают возможность широкого использования топики А. в художественной литературе («Идиот», «Бесы» и другие романы Ф. М. Достоевского). Интерес к апокалиптической тематике в новое время возобновляется дважды: в эпоху Французской революции 1789 1794 и Наполеона (профетические поэмы У. Блейка, стих. И. Гёльдерлина, В. А. Жуковского) и затем с конца XIX в. (произведения А. М. Ремизова, У. Голдинга, Ф. ОКоннор; сонеты Р. Шнайдера периода 2-й мировой войны 1939 1945; сказка К. С. Льюиса «Последняя битва» и др.). Поэзия нередко обращается к образу самого «тайновидца» Иоанна (например, В. Я. Брюсов).
О. Е. Нестерова.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.